Фронтовые дороги на Крайнем Севере

Сотрудники государственного архива Мурманской области в преддверии Дня Победы запустили на сайте учреждения проект «Север помнит», в котором опубликовываются оцифрованные документы и воспоминания ветеранов о войне.

На сайте архива опубликован очерк под названием «Фронтовые дороги на Крайнем Севере» нашего земляка – Семена Петровича Шерстобитова.  

Во время Великой Отечественной войны он командовал одним из оленетранспортных подразделений.  

«В живом, эмоциональном очерке ветерана приводится немало фактов, свидетельствующих о том, какую важную роль сыграл в арктических условиях войны этот совершенно специфический вид войск, где служило множество представителей коренных народов Севера» — говорится на сайте архива.  

Ниже приводим выдержки из очерка. С полной версией можно ознакомиться на странице проекта.  

«Ранним утром 22 июня 1941 года мурманчане проснулись от гула чужих самолетов, воя и грохота авиабомб. 

В моем военном билете, на случай мобилизации, значилась отсрочка; явка на призывной пункт предлагалась на 12 день после объявления мобилизации. Но чувство глубокого возмущения предательскими действиями фашистов, угроза родному краю и Мурманску, пробудили желание немедленно идти туда, где лилась кровь защитников родной земли! В Мурманск уже поступали раненые воины и гражданское население» — пишет Семен Петрович Шерстобитов.  

Попрощавшись с женой и детьми, у Семена Петровича на тот момент росла трехлетняя дочь и двухлетний сын, попрощавшись и с коллегами, он пошел на призывной пункт в Дом Культуры им. С.М. Кирова.  

Там он получил предписание к отправке в 27-ой отдельный полк связи 14-й армии.  

В этот день для призывников выступили с концертом артисты театра им. Немировича-Данченко. Театр только что приехал в Мурманск на гастроли. 

«После концерта наша команда направилась в свой полк, а там в кабельно-шестовую роту лейтенанта Ходко. Я попал во взвод к лейтенанту т. Хавкину, в отделение сержанта Субботы. Первые дни в армии мы напряженно занимались специальной подготовкой, учились стрелять, несли караульную службу в городе. Всем нравился лозунг политрука нашего полка т. Васильева «Не бывать орде германской у стены советского Мурманска!» Мы часто его повторяли и гордились тем, что он наш мурманский» — вспоминает Семен Петрович.  

В середине июля из роты выделили команду в двадцать красноармейцев, во главе с лейтенантом Хавкиным, пишет Семен Петрович. В мурманском порту посадили на катер охотник Северного флота и через несколько часов доставили в губу Малая-Лопатная Мотовского залива. Здесь началось выполнение их первого боевого задания — обеспечение телефонной связи, 325 стрелкового полка, который под командованием майора т. Шикиты А.А. высадился десантом на северо-западный берег залива Большая Западная Лица во фланг гитлеровцам, рвущимся к Мурманску. 

Командование Карельского фронта осенью 1941 года приняло решение создать мобильные оленетранспортные подразделения и укомплектовать их личным составом из народностей Севера. Такие батальоны были необходимы для перевозки орудий, боеприпасов, средств связи и раненых во время действия войск во вражеском тылу, а также для снабжения войск передовой линии обороны зимой.   

«Рельеф местности северо-западной части Кольского полуострова, где стабилизировался фронт, резко пересечен, скалист, в зимний период покрывается глубокими снежными заносами, глубокий снег лежит в лесах Северной Карелии, там так же к зиме 1941 года боевые операции противостоящих армий стабилизировались. В таких сложных условиях для перевозки армейских грузов невольно пришлось привлечь домашних северных оленей, которые в свое время были уже достаточно испытаны и практикой и наукой на тягу, и показали отличную грузоподъемность, в десять раз превышающую живой вес животных, а резвость оленей на короткие дистанции не уступала резвости рысистых и скаковых лошадей. Суточный пробег легковых упряжек превышал 240-250 километров. Кроме того, олень обладает особыми качествами – тактическими качествами для условий вражеского тыла: бесшумностью при передвижении, при добывании подножного корма, при общении между животными и человеком, а также при ранениях и ушибах. Легко раненый олень не выходит из строя, тянет сани. Оленей работало тысячи, и где бы они не работали, тянули сани в любых условиях, тянули безотказно, действительно по-боевому» — рассказывает Семен Петрович. 

«В армии военнослужащих управляющих оленей упряжкой называли – «ездовыми», а не «каюрами», — поясняет ветеран.  

«В условиях Крайнего Севера ветслужба армии правильно распределила живое «тягло» — на извозе, по накатанным дорогам работали лошади, по бездорожью — олени. А в рейдах по вражеским тылам только олени. Военные дороги от пристаней и железнодорожных путей, питавшие армии всем необходимым, зимой, в период частых буранов, становились непроходимыми «ни конному, ни пешему», ни «автомобилю, ни трактору». Уже через час-два ветряной погоды, войска обращались за помощью к оленеводам, чтобы перевезти грузы и раненых, почту и срочных курьеров. Бывало, идет по магистрали легковая машина, за ней грузовая, на грузовой в кузове две-три упряжки оленей с ездовыми. Подул ветерок, встала легковая машина, пассажиры лезут в кузов грузовой, но вот и грузовая забуксовала в сугробах на дороге. Прыгают тогда олешки из кузова, пассажиры садятся на оленьи сани… И будьте уверены, не забуксуют до места назначения» — пишет Семен Петрович.  

Личный состав оленетранспортных подразделений состоял, главным образом, из народностей севера: ненцев, саами, коми, ханты, манси, карелы. Значительное число было и русских оленеводов из Мурманской, Архангельской областей и Коми АССР. Это были отличные наездники, меткие стрелки, выносливые, сметливые, честные и дружные ребята. 

«Армейская газета «Часовой севера» часто писала о боевых буднях оленеводов. О ратной работе наших подразделений сообщала общеармейская газета «Красная Звезда». Первым на передовые позиции осенью 1942 года были призваны оленеводы фронтовой Мурманской области. Зимой 1942 года по железной дороге прибыли оленетранспортные подразделения из Архангельской области и Коми АССР» — вспоминает Семен Петрович. 

На фронт отбирали самых лучших оленей, многие оленеводы брали и своих личных, а также сани, упряжь, меховую одежду и обувь, спальные мешки, передвижные жилища — чумы, шанцевый инструмент. Как пишет Семен Петрович, — «Этот северный походный «комфорт» исключительно пригодился».  

В ходе войны специфику езды и ухода за оленями освоили воины и других национальностей Советского Союза. 

Семен Петрович рассказывает, что оленетранспортные подразделения успешно справлялись с выполнением боевых заданий: во вражеских тылах, неожиданно для врага, появлялась наша артиллерия, своевременно и удобно эвакуировались раненые, на передовые позиции доставлялись тысячи тонн военного груза, неотложные перевозки осуществлялись, большей частью, ночью и в период жестокой заполярной непогоды. Много упало в Заполярье вражеских и наших самолетов, но не часто их встретишь там. Это тоже была работа оленетранспорта. К упавшему самолету спешили на оленьих упряжках, оказывали помощь раненым летчикам, отвозили их в санчасть. Разбирали самолеты, и ценный металл, не поврежденные части вывозили к шоссе в маскировке. Бывали случаи, когда после воздушных боев, из-за нехватки горючего, самолеты приземлялись вне аэродрома, к ним срочно на оленях подвозили горючее и они снова поднимались в небо громить врага.  

«Содержать оленей на сопках под обстрелом было невозможно, чтоб они не ослабли, коммунист Данилов первый полез на отвесные скалы собирать ягель для кормления оленей. За ним пошли комсомольцы: Яша Матрехин, Вася Канев, Миша Матрехин и все оленеводы», — пишет Семен Петрович.  

Снова и снова они возили раненых и обмороженных солдат и грузы для боя. Враг хорошо знал местность. Тропы и перевалы держал под обстрелом. Но не знал он, на что способны советские воины из народностей Севера, ведь фашисты и за людей их не считали.  

Спокойно без суматохи, виртуозно управляя оленями, минуя перевалы и тропы, по скальным россыпям, почти по отвесным скатам, спускались и поднимались отважные оленеводы. Они вовремя доставляли свой бесценный груз раненых к месту назначения. 

«Около скал, среди кустиков по склонам, рыли в снегу траншеи, в них размещали оленей и сани. Иногда приходилось оленям связывать ноги и класть их лежа, закидывая снегом. Следы, чтобы их не было видно с воздуха, заметали ветками. В окопчиках таяли снег в кружках, на баночках-спиртовками (жми-дави). Над этим же огоньком подсушивали портянки. Каждый знал, что плохая маскировка равносильная предательству», — вспоминает Семен Петрович. 

Осенью 1944 года в октябре месяце настали решающие дни разгрома и изгнания фашистских захватчиков со священной древнерусской Печенгской земли. К началу боев санного пути еще не было и большинство личного состава оленетранспорта находилось в боевых порядках наступающей пехоты. Самые опытные выносливые бойцы и сотни лучших оленей были переданы в 126-й корпус соединения полковника Соловьева. Корпус скрытно обходил правый фланг обороны противника. Значительно левее своих зимних маршрутов. На этот раз олени шли под вьюком, с обрезанными рогами. Вьюк-обыкновенный мешок, в нем два ящика арт-снарядов, перекинутых через спины животных, снизу привязанных ременной подпругой. Пушки-горняшки вьюком несли лошади… 

Семен Петрович рассказывает, что люди, покрытые плащ-палатками, и животные на желто-зеленом осеннем фоне тундры хорошо маскировались. Среди «бела дня» переходили вброд реки Титовку и Печенгу. Немецкие самолеты низко кружились над головой, видимо приняли наступающих за своих. Таким образом, соединение скрытно подошло к цели – главному военному аэродрому врага Луастари.  

Семен Петрович вспоминает, что в бою за аэродром погиб лучший летчик боец-ездовой комсомолец — саами Яша Матрехин из Иоканьги. Много раз он ходил на оленях в тыл врага. Вывез с поля боя сотни раненых. Как пишет Семен Петрович, вспоминая погибшего бойца, он был общий любимец, веселый, дисциплинированный боец. Командирование посмертно наградило его орденом «Отечественной войны». Орден был вручен его родителям в торжественно-траурной обстановке. 

Давно закончилась война, пишет Семен Петрович. Сотни оленеводов Севера за свои боевые заслуги награждены боевыми наградами. Тысячи участников награждены медалью «За оборону Северного Заполярья», «За победу над Германией» в войне 1941-1945 годов. 

Бывшие солдаты и командиры из оленетранспортных подразделений и сейчас трудятся, а многие уже на заслуженном отдыхе, живут в своих родных селениях, сказочно изменившихся, с полным комфортом быта и городской культуры. 

Большинство же бывших военных оленеводов не отстало от оленеводства, работают в тайге, в тундре, разводят замечательных животных, действительно «благородных оленей», которые еще в «век мамонта и северного оленя» людям давали одежду и пищу. 

Источник:
https://www.murmanarchiv51.ru/index.php/l-r/1492-l-r
ГАМО. Ф. Р-1310. Д.664.