В ноябре 1941 года в Заполярье было сформировано три армейских оленьих транспорта. В каждом было 1015 оленей, 15 оленегонных собак, 237 грузовых и 76 легковых нарт. Обслуживали все это хозяйство 154 человека, в том числе 77 солдат-оленеводов. Грузоподъемность такого оленного «поезда» была до 40,5 тонн.
В солдаты-оленеводы зачисляли коренной народ – саами. Они хорошо ориентировались в тундре, могли проложить путь по бездорожью, быстро отыскать ягельные пастбища. Оленьи упряжки использовались для перевозки боеприпасов, продовольствия, транспортировки материальной части артиллерии и минометов, доставки срочных донесений, приказов и почты. Оленеводы искали сбитые в бою и упавшие самолеты, эвакуировали раненых и больных.
Зимой грузы перевозились на нартах, летом – на вьюках. В грузовую нарту запрягали три оленя, в легковую – четыре. Между тем, для перевозки только одной 4-орудийной батареи 76-мм горных пушек образца 1902-1909 гг. с одним комплектом боеприпасов требовалось 315 оленей, 82 грузовых и 30 легковых нарт.
Оленей ценили не только за выносливость. Эти молчаливые животные не подавали голоса даже погибая от ран. Их бесшумность позволяла разведчиками подходить незамеченными максимально близко к врагу.
Преувеличить вклад оленных батальонов в Победу невозможно. Всего за три военных зимы оленьими транспортами 14 армии было вывезено с поля боя раненых и больных 10142 человека, перевезено 7985 военнослужащих по оперативным и боевым заданиям; продфуража, боеприпасов и других грузов − 17087 тонн, вывезено из тундры 162 аварийных самолета.