Старый лесовоз «Ижора», груженный досками, шел после ремонта в Архангельске в составе конвоя QP-8. Грузовой пароход, построенный в 1921 году в Бристоле был куплен СССР в 1934 году. К началу второй мировой войны «Ижора» была сильно потрёпанным, доживавшим своё судном с изношенными двигателями. Из-за шторма лесовоз отстал и вышел прямо на немецкую эскадру во главе с мощнейшим линкором «Тирпиц». Немцы безуспешно искали конвой PQ-12, следовавший с запада в Мурманск, но его они не нашли и были весьма раздосадованы.
Вахтенный журнал немецкого эсминца «Фридрих Ин», сопровождавшего линкор «Тирпиц»: «17.25 Пароходу приказано застопорить ход и запрещено использовать радиосвязь. Перед его носом производится предупредительный выстрел снарядом калибра 37 мм. Пароход прекращает движение. У его кормового орудия замечены люди. Орудие направлено в нашу сторону. Пароход дает радиограмму «RR» с указанием своего точного местоположения…»
Таким образом капитан «Ижоры» Василий Ильич Белов успел предупредить по радио о пиратском нападении кораблей противника. Участь лесовоза и всей его команды, не спустившей флаг перед немецкой эскадрой, была решена.
По лесовозу палили изо всех орудий. Первой была разбита радиорубка, радист погиб с ключом в руке, радиосвязь прервалась… Но груженая досками «Ижора» не тонула. По дряхлому пароходу было произведено 11 выстрелов орудиями 150 миллиметров, 43 выстрела орудиями 127 миллиметров и 82 выстрела орудиями 37 миллиметров. Страшно представить последние минуты жизни экипажа.
Подвиг «Ижоры» описал в романе «Реквием каравану РQ-17» Валентин Пикуль: «Фриц Ин», описав циркуляцию, вдруг поднял сигнал, чтобы все перед ним расступились и не мешали. На полной скорости, выбрасывая из труб пламя и копоть, он пошел прямо на «Ижору». Сближение росло стремительно: «Фриц Ин» целился курсом так, чтобы пройти впритирку с бортом русского лесовоза. Рискованный маневр, но он удался противнику… Когда борта кораблей поравнялись, с эсминца сбросили за корму серию глубинных бомб, поставленных на кратчайшую дистанцию взрыва. Эти бомбы, едва коснувшись воды, сработали. Мощные взрывы, убивающие подлодки насмерть, ударили «Ижору» под самое днище, почти выталкивая корабль из моря, и только тогда лесовоз затонул. Помните, люди, эту «Ижору!»
Помните о том, как 7 марта 1942 года, ценою своих жизней, русские моряки спасли два конвоя, на которые целенаправленно шел «Тирпиц». Из команды «Ижоры» в тот день спасся только старпом Адаев. Он погиб позже, в немецком концлагере.